Чехи не готовы благодарить за вторжение 68-го

22-11-2017

«Ложкой дегтя» разбавила дружескую атмосферу визита Милоша Земана в Россию статья телеканала «Звезда». Ее автор считает, что «Чехословакия должна испытывать чувство благодарности за оккупацию 1968 года». Чехам остается недоумевать и строить догадки, является ли материал телеканала российского Минобороны, обнародованный во время официальных переговоров глав ЧР и РФ, умышленной провокацией или неким досадным недоразумением. Большинство, в том числе и глава Чехии, склоняется к первой версии. Сайт Novinky.cz со ссылкой на члена делегации чешского президента, сообщил, что «статья рассердила Милоша Земана». На данный момент статья уже удалена с сайта «Звезды».

1968 год, Фото: Архив Чешского радио1968 год, Фото: Архив Чешского радио Тот факт, что выход статьи был приурочен к началу официального визита в Россию чешского президента, покоробил как чешскую делегацию, так и чешских политиков. Автор «Звезды» Леонид Масловский в своем материале, в частности, озвучивает версию об организованном Западом путче в ЧССР и сообщает: «Ввод войск в Чехословакию в 1968 году не позволил Западу совершить государственный переворот в Чехословакии по технологии совершения «бархатных» революций и сохранил более чем на 20 лет жизнь в мире и согласии всем народам стран Организации Варшавского договора». Масловский, убежденный в том, что «Октябрьская революция спасла Россию и ее народы», известен также как публицист, который стремится оправдывать даже самые жесткие действия советского государственного аппарата. Его перу принадлежит немало материалов на тему «искажения исторической правды об СССР».

«Неофициальная позиция России»

Дмитрий Медведев и Милош Земан, Фото: ЧТКДмитрий Медведев и Милош Земан, Фото: ЧТК Секретарь президента ЧР Иржи Овчачек сообщил, что Милош Земан считает оккупацию 1968 преступлением, и данное мнение является неизменным. Чешский президент во время выступления в Сочи, где состоялась его встреча с Владимиром Путиным, не был информирован о выходе статьи и узнал о ее появлении, лишь прибыв из Сочи в Москву, и сразу же заявил, что намерен вернуться к больному вопросу во время официальной встречи с российским премьер-министром Дмитрием Медведевым 22 ноября в Горках и призвать главу правительства РФ дистанцироваться от данной статьи. Чешский президент также охарактеризовал автора публикации как «безмозглого журналиста-безумца».

«По мнению господина президента, статья является оскорблением чешского народа. Президент Чехии расценивает материал, опубликованный на сайте телеканала Министерства обороны России и приуроченный к началу его официального визита, как намеренную провокацию», – подчеркнул пресс-секретарь чешского президента.

В ходе состоявшейся с Милошом Земаном встречи Дмитрий Медведев уже заявил, что материал «выражает личное мнение автора и не отражает официальную позицию России по данному вопросу».

Вторжению в Чехословакию история давно дала четкую оценку

Любомир Заоралек, Фото: Филип Яндоурек, Чешское радиоЛюбомир Заоралек, Фото: Филип Яндоурек, Чешское радио Реакция на публикацию внутри Чехии последовала незамедлительно. Так, глава чешской дипломатии Любомир Заоралек 21 ноября осудил материал в своем Twitter-аккаунте. В радиоэфире глава МИД сообщил: «В свете развития отношений между ЧР и РФ недопустимо, чтобы российские СМИ, связанные с правительственными структурами, публиковали утверждения, являющиеся грубым искажением и оскорбительной интерпретацией событий 1968 г. в ЧССР. Всем хорошо известно, как воспринимают в Чешской Республике августовские события 1968 года – точка зрения на вторжение войск в Чехословакию сформулирована достаточно ясно, и эта тема исследована чешскими историками».

Недопустимая риторика автора статьи возмутила и главу чешского Минобороны Мартина Стропницкого. Многие политики Чехии также полагают, что публикация, которая не могла выйти без ведома руководства телеканала «Звезда», носит оскорбительный характер по отношению к Чехии. Словакия, сообщило 22 ноября Чешское информационное агентство ЧТК, назвало упомянутую статью о вводе войск государств Варшавского договора «крайне неудачной» и призвала впредь избегать повторения таких заявлений.

Телеканал, принадлежащий медиагруппе «Звезда», курирует Министерство обороны Российской Федерации.

1968 год, Фото: Архив Чешского радио1968 год, Фото: Архив Чешского радио На данный момент скандальная публикация уже удалена с сайта, а вместо нее можно обнаружить следующий комментарий: «Статья "Чехословакия должна быть благодарна СССР за 1968 год: история "пражской весны" – одна из цикла публикаций Леонида Масловского. Сайт "Звезды" - дискуссионная площадка, на которой размещаются разные мнения… Пражская весна – непростая страница в нашей общей истории. Для одних все точки над «i» давно расставлены, другие до сих пор продолжают дискуссии и анализ произошедшего».

Также сообщается, что «редакция рассчитывает на дальнейшее укрепление отношений двух стран». Остается добавить, что Леонид Масловский – автор, чьи статьи выходят на сайте «Звезды» каждую неделю.

По мнению главы Экономической палаты Чехии Владимира Длоугого, «текст – настолько сталинистский, что можно было просто пройти мимо», однако совпадение даты публикации с началом визита президента может спровоцировать дискуссии в Чехии, где выражаются разные взгляды на перспективы сотрудничества с Россией. Длоуги выразил надежду, что руководство РФ дистанцируется от статьи. Как сообщает ТАСС: «глава правительства РФ заверил чешского президента в том, что данная статья не имеет ничего общего с официальной позицией Москвы в отношении этих событий».

22-11-2017